Лошадинная упряжь и её пригонка

Упряжь для лошадей – это неотъемлемая часть любого конного экипажа.

Комплект упряжи

В комплект одноконной сельскохозяйственной упряжи входят:

  1. хомут с гужами и супонью;
  2. узда с удилами и повод;
  3. седелка;
  4. подпруга;
  5. шлея;
  6. вожжи;
  7. чересседельник
  8. дуга.
Лошадинная упряжь
Лошадинная упряжь

Хомут

Хомут – основная часть упряжи. Он служит для передачи тяглового усилия лошади при перевозке груза или передвижения сельскохозяйственных машин и орудий.

Обычно хомуты сельскохозяйственной упряжи делают четырех размеров (номеров). Длину хомутов определяют размерами внутреннего отверстия в передней части, а ширину – расстоянием между гужевыми отверстиями.

При подборе хомута необходимо предварительно снять мерку с шеи лошади. Ширину шеи определяют циркулем, длину – метровой линейкой. Правильно подогнанный хомут должен соответствовать шее лошади, плотно прилегать сверху и с боков, в нижней части не стеснять дыхание лошади во время работы.

Правильно подогнанный хомут должен опираться на среднюю треть лопатки, оказывая здесь максимальное давление, в то же время оказывать минимальное давление в области плече-лопаточных сочленений и переднего края шеи. Верхняя часть хомута должна слегка прилегать к области холки и не давить на хрящевые края лопаток.

Стандартные хомуты сельскохозяйственного типа имеют существенный недостаток: они не всегда отвечают конфигурации шеи лошади, вследствие чего подогнать такой хомут к лошади бывает трудно.

Институтом коневодства рекомендован в производство раздвижной хомут конструкции А. Б. Воейкова, отвечающий основным зоологическим и хозяйственным требованиям. Этот хомут изготовляется трех номеров, которые могут быть подогнаны ко всем лошадям: как к мелким, так и к самым крупным.

Хомут - основная часть упряжи
Хомут – основная часть упряжи

Гужи

Гужи выкраивают обычно из сыромятной кожи крупного рогатого скота. Края кожаной ленты, выкроенной для гужей, загибают по длине гужа так, чтобы в загнутом виде они соприкасались между собой посредине гужа.

Гужи обычно делают четырех номеров по размеру: длина от 1500 до 1700 мм, ширина от 90 до 105 мм и толщина от 1,5 до 2 мм.

При работе лошади гужи несколько пружинят, чем смягчают возникающие во время работы толчки. Гужи должны иметь ровную длину, в противном случае лошадь будет везти боком и могут произойти побои плеч.

Супонь

Супонь представляет собой скрученный ремень из сыромятной кожи и служит для стягивания клещей хомута при запряжке лошади.

Узда

Узда с удилами служит для управления лошадью. Узда бывает кожаная или из тесьмы; удила металлические или мягкие – металлические, обшитые кожей. Уздечку пригоняют по голове лошади. Удила лежат на беззубой части челюсти на уровне углов рта и не должны давить на них в спокойном положении. При шаговых работах на спокойных лошадях не следует применять удила.

Лошадь с уздечкой
Каждую уздечку подгоняют индивидуально по голове лошади

Седелка

Седелка служит для передачи давления груза запряжки на спину лошади. В одноконной оглобельной запряжке основное тяговое усилие лошади идет через хомут, однако часть усилия может передаваться и через седелку. Усилие, передающееся через седелку, составляет 12-15% всего тяглового усилия лошади. Известно, что без седелки работать лошади значительно тяжелее.

Седелка вместе с чересседельником поддерживает оглобли, создает устойчивую запряжку и тем самым твердую систему тяги. Седелки бывают двух видов: прямые или плоские, и горбатые или стоячие. Первые применяются для лошадей с низкой, мясистой холкой, вторые – для лошадей с острой, высокой холкой, обычно для более старых и плохо упитанных.

Подпруга

Подпруга служит для укрепления седелки на спине лошади. Для изготовления подпруги обычно применяют льняную, пеньковую или шпагатную тесьму с пришитыми по концам ее пряжками. При запряжке лошади надо следить, чтобы подпруга была туго подтянута и удерживала седелку на своем месте.

Шлея

Шлея в упряжи служит для передачи тяги на круп лошади при спуске с горы или при быстрой остановке, а также для удержания хомута. Шлея должна быть достаточно прочной, чтобы соответствовать возникающему давлению на нее при торможении воза или при осажи-вании назад.

Вожжи

Вожжи в упряжи служат для управления лошадью. Вожжи могут быть веревочные или из тесьмы, с ременными наконечниками и карабинами по концам, или сквозные (из тесьмы и веревочные). Вожжи обычно делают длиной около 7 м. Они должны быть достаточно прочны, в особенности при работе на молодых лошадях.

Чересседельник

Чересседельник служит для удержания всего комплекта упряжи на спине лошади. Изготовляют чересседельники или из сыромятного ремня, или из тесьмы. Чересседельник должен быть равномерно подтянут в целях правильного расположения хомута.

Дуга

В одноконной оглобленной запряжке необходимым приспособлением является дуга. Дуга служит модератором: она смягчает толчки, возникающие при перевозках грузов по неровной дороге. Основные свойства хорошей дуги заключаются в достаточной ее прочности, упругости и легкости. Дуги бывают, в зависимости от их назначения, возовые или легковые. Возовая дуга применяется при выполнении тяжелых работ; такая дуга должна быть более упругой и прочной – вес ее около 5 кг. Для легковых разъездов употребляется более легкая дуга, весом до 2 кг, более податливая к сгибанию. Лучшим древесным материалом для изготов-ения дуг считается вяз.

В пароконных дышловых запряжках вместо оглобель применяются веревочные, тесемочные или ременные постромки. В гужевые отверстия хомута вместо гужей пропускают сыромятный ремень, который переплетают сшивкой, к кольцу или мочке прикрепляют постромки.

Шорка

В некоторых районах при запряжке лошадей применяют шорку, или лямку. Шорка имеет известные преимущества перед хомутом: она легче его, без особого труда может быть подогнана к любой лошади. Однако во время работы шорка давит на узкую полосу груди, затрудняет движение лошади, ограничивает подвижность лопатки и плече-лопаточного сустава. Недостатки шорки ограничивают ее применение только дышловыми запряжками при легковых разъездах. На обычных сельскохозяйственных работах хорошо подогнанный хомут удобнее шорки.

Запряжка лошадей

Правильная запряжка сберегает силы лошади, делает ее работу более производительной. В запряжке длина постромок или оглобель должна быть такой, чтобы лошадь при любых движениях не доставала задними ногами валька или передка повозки. Желательно, чтобы угол наклона оглобель к горизонту был равен 19-20°. При запряжке надо следить, чтобы хомут, седелка и шлея плотно лежали на своих местах, чтобы гужи были одинаковой длины, подпруга и чересседельник правильно подтянуты. Туго подтянутый чересседельник приподнимает хомут, тем самым затрудняя дыхание лошади. При подъеме в гору чересседельник надо ослабить, а при спуске с горы, наоборот, подтянуть.

В оглобленной запряжке особое внимание должно быть обращено на то, чтобы оглобли были прочно прикреплены и были равной длины: это необходимо для прямолинейного движения повозки.

Хранение упряжи

После работы упряжь необходимо просушивать на вешалках или в специальном помещении – в сушилке. Потниковый войлок на хомутах надо всегда содержать в чистоте.

Ременную часть упряжи (шлею, гужи, супонь) необходимо смазывать дегтем или другими смягчающими кожу веществами. По мере износа упряжь надо ремонтировать и поддерживать в порядке. Это сохраняет упряжь и предохраняет лошадь от потертостей.

Каждый комплект упряжи надо забирковать с указанием клички лошади, за которой он закреплен.

Упряжь весит на деревяных вешалках
После работы упряжь необходимо просушивать

Лошадинные повозки

Основные требования, предъявляемые к повозкам, сводятся к следующему. Повозка должна быть легкой на ходу, достаточной грузоподъемности и удобной для перевозки как тяжеловесных, так и объемистых легковесных грузов. Лучшими универсальными повозками для сельского хозяйства являются тавричанки. Стандартные тавричанки бывают двух видов: с одноконным ходом и пароконным ходом.

Тавричанки обладают достаточной грузоподъемностью, которая для одноконного хода составляет 0,7 т; сама повозка сравнительно легкая – вес ее (вместе с грузом) не превышает 275 кг. Повозка хорошо поворачивается, достаточно устойчива – ширина хода составляет 100 см. При перевозке объемистых грузов (сена, соломы и т. п.) повозку можно обратить в фургон путем установки решеток или дробин.

Для облегчения работы лошади и сохранения повозок оси необходимо систематически смазывать колесной мазью, следить за состоянием повозки и своевременно ее ремонтировать.

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*